Нет описания
 
 
   

 


Заработок в биткоин
 

С.С. Клюкина

О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


В XXI веке глобализирующийся мир продолжает сталкиваться с множеством этнических проблем. Одной из таких проблем является проблема инкультурации мигрантов, то есть вхождения «врастания» индивида или социальной группы в иную культуру, освоения ее атрибутов. В средствах массовой информации часто можно встретить различные толкования о происходящих миграционных процессах с экономической, политической точек зрения Актуальной на сегодняшний день становится и задача создания условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование. Перед специалистами-психологами социальные изменения ставят многие цели, главными из которых являются изучение и обоснование программ психологической реабилитации и обустройства прибывающих мигрантов, поиск механизмов формирования позитивной этнической идентичности. Среди проблем, отрицательно влияющих на воспитание и обучение вновь прибывших детей-мигрантов, обеспокоенность педагогов вызывают проблемы психологического характера: психическая неуравновешенность, чувство подавленности, испуга и страха. Общее заключение опрошенных учителей сводится к тому, что исследуемая категория детей требует специфических мер в ходе их обучения, а действующая организация педагогического процесса - корректировки. Объективно складывается противоречие между привычными потребностями, интересами мигрантов, устоявшейся моделью их социальной активности и новыми общественными условиями их жизнедеятельности. Данное обстоятельство вносит существенный акцент в работу школы, нуждающейся в институте психологической реабилитации детей, способной оказать детям-мигрантам помощь в социальной адаптации и коррекции их личностного и психологического развития. Проблема социальной адаптации многогранна и изучалась в различных науках и в разных аспектах. Одна из основополагающих характеристик социокультурной адаптации – адекватность реагирования мигрантов на воздействия новой для них среды и возникновение у них целенаправленных усилий, отражающих желание, готовность освоиться в иной социокультурной среде.
Целью данного исследования является выявление особенностей адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста в русскоязычной школе, так как они одна из наиболее уязвимых категорий, нуждающихся в особой поддержке. Мы исходили из того, что выявление особенностей психологической адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста в условиях русскоязычной школы, поможет сформулировать рекомендации для учителей и психологов в разрешении этнопсихологических проблем в рамках образовательных учреждений.
Для выявления некоторых особенностей адаптации мигрантов к русскоязычной школе на психологическом уровне в экспериментальном исследовании применялись следующие методы и методики: «Несуществующее животное», методика диагностики эмоциональной сферы школьника (метод неоконченных предложений), проективная методика для диагностики школьной тревожности (рисуночный тест) А.М. Прихожан, метод социометрии, анкета для опроса классных руководителей, обучающих детей- мигрантов, наблюдение. В проводимом исследовании учитывалось, что процесс адаптации мигрантов к русскоязычной школе необходимо рассматривать как двусторонний. Не только мигранты, но и принимающее этносоциальное большинство, то есть местные школьники, которые также адаптируются к специфичной среде школы, созданной присутствием в ней мигрантов. Принимающее этносоциальное большинство вынуждено определенным образом реагировать на соприкосновение с представителями незнакомых этносов. Может быть различная стратегия общения - от неприятия до взаимоприемлемого межкультурного общения. Поэтому в данной работе методи-ческий материал был подобран таким образом, чтобы раскрыть ситуацию межэтнического взаимодействия и выявить факторы и условия, непосредственно влияющие на эффективность процесса адаптации.
Выбор возрастной группы младших школьников обуславливается тем, начальная школа является, во-первых, для детей мигрантов первой ступенью в адаптации к новому социальному статусу «школьника», а во-вторых, для большинства из них первым опытом нахождения в незнакомом этнокультурном социуме. Учитывая результаты диагностики детей и учителей, мы попытались сформулировать рекомендации для разрешения проблем межэтнической напряженности в школе, дисциплины и успеваемости учащихся-мигрантов, для достижения благоприятного психологического климата. Создание научной и методической базы для обучения детей-мигрантов является весьма актуальной проблемой для России, в меньшей мере для республики Марий Эл. Однако, и в условиях общеобразовательных школ, где число детей-мигрантов не превышает в среднем 1-2 человек, возникают образовательные и воспитательные проблемы. Встает вопрос о методах и формах обучения детей-мигрантов с учетом факторов, влияющих на адаптацию. С одной стороны, обучение детей на русском языке - необходимость и одно из непременных условий вхождения в новое общество, с другой, обучение на родном языке является значимым условием для поддержания и сохранения своей национальной культуры. Учитывая интересы обеих сторон, возможно, идеальным вариантом решения этой проблемы является языковая дифференциация обучения в школе. На практике этот путь невозможен, так как требует больших денежных затрат, создания мобильной системы образования, решения кадрового вопроса (обучение кадров и обеспечение их работой) и т.д. Существуют и другие стратегии защиты, например, организация центров общины. Но такой вариант доступен только через мигрантов- родителей, что указывает на их адаптирующую роль в формировании этнической идентичности ребенка. Мы считаем, что эффективным являлся бы учет учителями и администрацией школы психологических особенностей учащихся-мигрантов различных национальностей. Однако существует необходимость в дополнительных исследованиях, направленных на углубленное изучение психологических личностных особенностей учащихся-мигрантов, что позволило бы школьным психологам и учителям сформиро-вать педагогические навыки, подкрепленные знаниями психологии межэтнического общения. Результаты нашего исследования позволяют выделить некоторые факторы, влияющие на психологическую адаптацию детей- мигрантов к обучению в русскоязычной школе. В первую очередь, присутствие в классе атмосферы дружелюбия, толерантности, создание которой во многом зависит от классного руководителя. Также знание русского языка является средством обучения и общения с местными учащимися и залогом высокого уровня социометрического статуса мигранта в классе. Если интерес и положительное эмоциональное отношение к учебе, к школе, к учителям сформировано в семье, то такие дети-мигранты быстрее адаптируются. Время нахождения учащегося-мигранта в данном коллективе также играет важную роль в адаптации. Лучшим вариантом является совпадение процессов адаптации к школе и детей-мигрантов, и местных детей, то есть с первого класса. Также и индивидуальные особенности каждого ученика определяют характер взаимодействия между представителями различных культур. Мы считаем, что изучение психологических особенностей и выявление факторов, влияющих на адаптацию детей-мигрантов младшего школьного возраста в условиях русскоязычной школы, играет большую роль в организации учебной деятельности учителями, в работе психологов, помогает решать новые для них образовательные и этнопсихологические проблемы в рамках школы.

 

Рекламный блок

Новости

31.12.16 Администрация сайта поздравляет всех пользователей с Новым Годом! Желаем всех благ!

1.08.16 День рождения сайта 100gds. Готовим подарки для пользователей.

11.06.14 Выдача бонусов временно приостановлена.

Читать все новости



Web-IP.ru - Система Активной Рекламы



 

Copyright © 2009 - 2017 Агентский интернет - магазин цифровых товаров