Нет описания
 
 
   

 


Заработок в биткоин
 

Н.Л. Королева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Одно из важнейших направлений трансформации государства – повышение эффективности его хозяйственной деятельности.
Для того чтобы определить оптимальную стратегию развития данного направления обратимся к опыту некоторых зарубежных стран.
Рыночные подходы, прежде всего, утверждаются в сфере взаимодействия структур общественного сектора с негосударственными. Это – рыночное тестирование при заключении контрактов, конкурентные торги или конкурсы.
Система конкурентных торгов в общественном секторе постоянно совершенствуется; идет отбор и отработка оптимальных вариантов; общие подходы модифицируются применительно к отраслевой специфике. В последние годы контрактные сделки стремительно перемещаются в Интернет.
В той части общественного сектора, которая представлена учреждениями науки, образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, жилищных услуг, действие рыночного механизма ограничивается ее социальной природой. Но элементы рынка утверждаются и здесь. Модель оказания государственных услуг трансформируется: сугубо распределительный механизм замещается актом купли-продажи, хотя и не в классическом рыночном, а в приближенном к нему варианте.
В сфере образования в целях активизации спроса и развертывания конкуренции родителям и учащимся предоставляется возможность выбора учебных заведений и курсов на базе исчерпывающей информации об учебном процессе и его результатах. Весьма важно поставить объемы финансирования учреждений в прямую зависимость от результатов их работы. Это довольно успешно достигается при финансировании образования в форме ваучеров, т.е. письменных финансовых поручительств государства с правом свободного выбора их получателями учебных заведений.
В сфере здравоохранения в одних странах система распределения услуг замещается отношениями купли-продажи на основе функционального и организационного разделения производителя, потребителя и «третьей» стороны, финансирующей услуги и выражающей интересы пациентов; в других – усиливается влияние рыночных рычагов, конкуренции в рамках традиционных моделей. Радикальной реформой в Великобритании предусмотрено создание внутреннего рынка: местные органы здравоохранения и группы врачей ныне выступают в роли покупателей больничных услуг для своих пациентов.
В США в форме ваучеров, сертификатов и т.п. оплачивается продовольственная помощь населению, услуги дошкольного воспитания, городского транспорта, участниками войн и военнослужащими высшего образования. В ряде стран определенные категории населения получают не государственное жилье, а гранты или субсидии и могут избрать любой вариант. Поиск возможностей и путей адаптации рыночных механизмов к специфике общественной экономики продолжается и рассматривается как одно из перспективных направлений ее совершенствования.
Вместо былой изоляции хозяйствующих субъектов разной институциональной принадлежности интенсивно развивается их сотрудничество.
Выделяют два основных типа партнерских отношений: вертикальные, между государственными структурами разного уровня управления, и горизонтальные, между государственными и негосударственными учреждениями.
Государство чаще всего выступает в качестве движущей силы, определяет цели и приоритеты программ, осуществляет мониторинг и контроль, несет ответственность за результаты сотрудничества, недопущение социальной дискриминации. Финансовую основу кооперации образуют бюджетные средства, которые обычно дополняются вложениями партнеров.
Государство стимулирует сотрудничество, предоставляя партнерам широкий набор льгот, главным образом налоговых, а также по условиям получения кредитов, предоставления земельных участков, основных фондов и т.п.
Одним из главных факторов, определяющих эффективность государственных предприятий, является их правовая форма. На примере стран западной Европы можно выделить три основных типа государственных предприятий:
1. Государственные учреждения, не обладающие статусом юридического лица не располагают существенной хозяйственной самостоятельностью, их деятельность непосредственно управляется органами государственной власти. Но страны Западной Европы постепенно отказываются от использования такой правовой формы ввиду ее значительной неэффективности.
В Италии подобные хозяйствующие субъекты назывались «автономными государственными предприятиями» и действовали в таких сферах, как железнодорожное сообщение, почта и телеграф. Их бюджет утверждался в рамках государственного бюджета, но при этом они обладали некоторой финансовой автономией.
Во Франции такие образования получили название «субъекты публично-правового управления» и использовались в сфере почтовых услуг и связи. Они создавались органами власти для осуществления коммерческой деятельности без образования специального юридического лица. Их сотрудники являлись государственными служащими; имущество, которым они наделялись, оставалось государственным; бюджеты не отделялись от бюджетов создавших их органов.
В Великобритании соответствующую форму имеют так называемые «правительственные торговые фонды». Они создаются министерствами для ведения коммерческой деятельности в подведомственных им сферах, наделяются необходимым имуществом и финансируются соответствующими органами. Непосредственное руководство фондом осуществляет директор, назначаемый министром.
2. Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица. Единственным их участником выступает государство. Они наделены существенно большей хозяйственной самостоятельностью, нежели государственные учреждения без статуса юридического лица, а их деятельность регулируется как общими, так и специальными правовыми нормами.
Это государственные корпорации Великобритании, которые до начала 1980-х гг. функционировали в угольной, электроэнергетической и газовой промышленности. Данные корпорации создавались на основании специальных законодательных актов и возглавлялись советами директоров, назначаемыми соответствующими министрами.
Во Франции госпредприятия, обладающие статусом юридического лица, называются «публичными учреждениями» и действуют в железнодорожном сообщении, электроэнергетике и газоснабжении. Их уставной капитал полностью формируется государством, но формально не являются государственными.
В Италии подобные организации называются «субъектами публичного права». Действуя на рынке наряду с другими предприятиями, они не подлежали банкротству. Их советы директоров назначались правительством.
Количество данных предприятий постоянно уменьшается. В странах Западной Европы их приватизируют в рамках программ по созданию конкурентных условий в секторах экономики, признанных естественными монополиями.
3. Контролируемые государством хозяйственные общества. Государство либо подконтрольная государству структура является преобладающим акционером таких обществ. Их деятельность регулируется общими нормами права.
Данная форма госпредприятий исторически использовалась в тех секторах, где имеется конкуренция со стороны частного бизнеса, однако в последние годы проявилась тенденция к ее применению и в общественно-полезной сфере (железнодорожное сообщение в Италии и Германии).
Необходимость институционального проектирования государственного сектора на современном этапе движения России к постиндустриальному, информационному обществу, отличающемуся повышенным динамизмом производства и потребностей, определяется недостаточностью простого определения отраслевых приоритетов в рамках избранной экономической политики государства. Согласно институциональному подходу эффективность государственного сектора зависит не столько от тех ресурсов, которыми оно обладает или располагает, сколько от тех правил, по которым он может использовать эти ресурсы и механизмов, обеспечивающих выполнение данных правил. Ограниченность возможностей, как рыночного механизма диффузии институтов, так и административного институционального строительства так же указывает на необходимость более естественных и эффективных путей создания институциональной структуры государственного сектора России.
 

 

Рекламный блок

Новости

31.12.16 Администрация сайта поздравляет всех пользователей с Новым Годом! Желаем всех благ!

1.08.16 День рождения сайта 100gds. Готовим подарки для пользователей.

11.06.14 Выдача бонусов временно приостановлена.

Читать все новости



Web-IP.ru - Система Активной Рекламы



 

Copyright © 2009 - 2017 Агентский интернет - магазин цифровых товаров