Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания школьников

Духовно-нравственное формирование личности школьника становится сегодня объективной необходимостью и предполагает воспитание этических убеждений человека, привычек и навыков культурного поведения, отношения к внешнему миру, к людям, гражданское поведение, ответственность за порученное дело.

Как известно, духовно-нравственные ценности школьника представляют собой интегральную качественную характеристику личности, которая взаимообусловлена мотивационным, эмотивным, когнитивным и деятельностным компонентами, специфически спроецированными в сферу взаимодействия ученика и социума. Поэтому раскрытие психолого-педагогических основ духовно-нравственного воспитания личности школьника представляется весьма актуальным и предполагает, прежде всего, выявление внешних и внутренних факторов психического развития личности в интересующем нас аспекте.

Взаимоотношение внешних и внутренних условий неразрывно связано с установкой личности как ее субъективной ориентации относительно ценностей данного общества.

В работах отечественных ученых по проблемам нравственного воспитания во второй половине 20 века прослеживалась тенденция  выделить два вида установок нравственного сознания личности – психологическую и идеологическую, являющуюся внешней по отношению к личности. Внешние в том смысле, что идеи, принципы, нормы, понятия, воздействия которых она испытывает постоянно, являясь состоянием сознания общества в целом, существуют объективно по отношению к сознанию отдельной личности. Нравственные установки коллектива (трудового, ученического) определяют основное направление формирования духовно-нравственной личности как субъекта – носителя нравственных отношений.

Выступая в роли внешних факторов по отношению к индивидуальному сознанию, нравственные ориентиры и требования, включенные в нравственные чувства, становятся внутренними побудителями поступков и действий или «перестройки» личности, ее характера, потребностей и интересов. Они входят в состав осознаваемой или даже не всегда осознаваемой нравственной психологической установки личности. Это установка есть внутреннее, индивидуально воспринятое человеком воздействие внешней идеологической установки общества и психологической установки ближайшего коллектива.

Входящие в состав психологической установки чувства помогают человеку занять активную нравственную позицию. Причем отношение «переживания» зачастую, особенно в подростковом возрасте, предшествует «суждению-соответствию» (рациональной стороне оценки). Поэтому в воспитательном процессе необходимо добиваться органического единства нравственного сознания и чувств личности, так как «отрыв моральных чувств от моральных убеждений нравственно разоружает человека, принижает его социальные качества, толкает к индивидуализму, эгоизму, потери способности, к объективному выбору нравственной линии поведения» (Л.Я.Гомонова).

Установочное отношение у личности вырабатывается на основе двух факторов: потребностей и ситуаций для их удовлетворения.

Вопрос о соотношении двух видов установок внешних и внутренних не может рассматриваться вне связи с понятием «внутренняя позиция воспитанника». Через эту внутреннюю позицию и преломляются  воздействия окружающей среды на личность школьника. Однако какие бы воздействия не оказывала среда на личность, какие бы требования она не предъявляла, до тех пор, пока идеологическая установка общества не войдет в структуру собственных потребностей школьника и не совпадет с его внутренней психологической позицией, они не выступят действенными факторами его духовно-нравственного развития.

Поэтому вся деятельность педагога по формированию соответствия внешних и внутренних факторов духовно-нравственного развития школьников должна идти по линии изменения их внутренней позиции. Этому может способствовать, прежде всего, включение школьников в систему общественных отношений, обеспечение общественной направленности их действия и поступков, создание стимульных ситуаций, в которых учащимся пришлось бы задуматься над нравственными чертами своего характера или проявить соответствующие качества. Существенное место в этом процессе занимают индивидуально-дифференцированные задания, учитывающие психологические и возрастные особенности учащихся.

Специфическое своеобразие и сложность духовно-нравственного воспитания школьников определяют и педагогические основы этого процесса, к которым можно отнести:

– правильный выбор цели и определение учебно-воспитательных задач, соответствующей поставленной цели, наличие у учителя сознательной установки на духовно-нравственное воспитание школьников;

– определение способов приемов, форм и методов работы, соответствующих поставленной цели;

– прогнозирование результатов воздействия на нравственное сознание и чувства подростков на основе избранной методики работы с учетом индивидуальных особенностей детей.

Педагогические основы исследуемого процесса духовно-нравственного воспитания дают возможность учителю более  целенаправленно и продуманно использовать психологический механизм этого процесса в единстве с различными средствами побуждения активности школьника.

Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания учащегося может быть представлен в виде следующей схемы: установка, нацеленная на духовно-нравственное формирование школьника – потребности – внутренняя позиция личности – методическая инструментовка педагогического воздействия учителя – реализация установки в различных учебно-воспитательных ситуациях – укрепление внутренней позиции ученика как результат его духовно-нравственного воспитания.

Опубликовано 01 Авг 2011 в 3:21. В рубриках: Прочее. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Отзывов (2) на «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания школьников»

  1. ОльгаТ пишет:

    Так или иначе восприятию и оценке окружающего ребенок учится у своих родителей. Мне кажется, что духовно-нравственное воспитание ребенка нужно начинать с раннего детства, чтобы к школьному возрасту в ребенке был заложен моральный стержень, на который уже сможет опереться педагог.


  2. sunmax пишет:

    Воспитать духовно-нравственную личность в современном мире – сложная задача. То, что вы серьёзно занимаетесь этим вопросом заслуживает огромного уважения.


Ваш отзыв

Вставить картинку (JPEG only)